|
Отчет о воспитательной работе за 2010-2011 учебный год Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский/сад №235»
| |
Мы стараемся создать условия для формирования, развития и реализации личности. Воспитание – это целенаправленное управление развитием личности ребенка, осуществляется в учебной и внеурочной деятельности педагогическим коллективом. Формирующийся в настоящее время социальный заказ на человека будущего, истинного лидера нового века, ставит перед нами следующие ключевые задачи:
•Включение детей в темп и ритм современной жизни, воспитание их как цивилизованных созидателей и разумных потребителей, как людей обладающих качествами лидера. Компетентность и творческая самоотдача, ответственность и самостоятельность, прогрессивное мышление и социальная инициатива, базирующиеся на гуманистических ценностных ориентациях.
•Воспитание у детей общей культуры, верности отечественным и культурно- историческим традициям, достоинства, доброты, правосознания, уважения к ценностям демократического общества.
•Вовлечение обучающихся в процесс освоения норм безопасной жизнедеятельности, организация для них конкретной деятельности по реализации собственных прав и свобод.
•Основная цель воспитательной системы школы – ориентация развивающегося ребенка на вечные общечеловеческие ценности, перевод их в личностные ценности каждого воспитанника с учетом национальной культуры, народных традиций и потребностей современного общества.
Современный человек – это человек гуманистического взгляда на мир. В нем должны быть соединены интеллект с чувством , умение логически мыслить со способностью понимать прекрасное. Его интеллектуальное, духовное богатство должно органически сочетаться с высоким уровнем нравственного развития.
Таким образом воспитательная система нашей школы строится с опорой на следующие виды деятельности: - коррекционную; -познавательную; - творческую; -спортивную;-общественно-организационную.
Воспитательная система в школе охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные и коррекционные занятия, внеурочную жизнь детей в ГПД, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, в социуме.
Реализация целей и задач воспитания базируется на следующих идеях:
- идея гуманизации и гуманитаризации образования в начальной школе, ориентация ее на личность ребенка. В нашем обществе в настоящее время нет критической массы гуманизма. Дефицит ее особенно губителен для наименее приспособленной части населения – детей, подростков, юношества. Выход из этого кризиса лежит на путях изменения отношения к отдельному человеку и изменения самого человека, повышения его роли и личной ответственности за судьбу страны.
Исходя из этого важнейшую для себя задачу гуманистического воспитания школа видит в формировании у детей общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения, культивирования интеллигентности как высокой меры воспитанности.
Важнейшее значение приобретает в этой связи для ОУ гуманитаризация образования как приоритет знаний о человеке перед другими знаниями, усиление роли гуманитарных дисциплин.
- идея творческого подхода, непрерывного поиска и проверка содержания, форм, методов обучения и воспитания.
Содержанию работы начальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи присуще состояние постоянного обновления, главным действующим лицом которого является учитель. Важным качеством работы учителя является способность к преодолению отживших штампов и стереотипов, умение найти нетрадиционные педагогические технологии.
Развитие детского технического творчества — один из путей содействия делу политехнизации. Этому способствуют организованные занятия в ГПД 1-4 классов: «Умелые руки, не знают скуки»
Работа на занятиях «Умелые руки, не знают скуки» характеризуется большим разнообразием. На занятиях обучающиеся изготавливают множество наглядных пособий, моделей, игр, всевозможных полезных вещей. Поэтому большое место уделено приемам работы с простейшими инструментами и наиболее доступными материалами. Овладев этими приемами и пользуясь советами воспитателей ГПД , школьники сделают многие вещи и без готовых описаний. Очень много уделяется работе с размельченной бумагой (папье-маше), также дети получают сведения об использовании в моделях батареек для карманного фонаря, приемах лепки из глины, плетения. На этих занятиях школьники не только мастерят. Путем бесед и экскурсий они знакомятся с окружающей их техникой, получают первое представление о производстве. Овладев приемами работы простейшими инструментами, школьники впоследствии будут совершенствовать свое умение в других технических кружках, еще успешнее заниматься техническим творчеством. Им будет легче изготовлять более сложные модели и приборы, разбираться в устройстве и действии различных машин, станков, механизмов. Наконец увлекательная работа на этих занятиях отвлекает ребят от бесцельного времяпровождения, шалостей, заполняет их досуг полезными и интересными делами. Эти занятия проводятся в школе. В них вовлекаются все школьники 1-4 классов. Педагоги учитывают, что школьники младшего возраста еще не имеют устойчивых интересов, однообразная работа им быстро надоедает, они охотно переключаются на новые занятия. Поэтому работа на занятиях очень разнообразна как по содержанию, так и по применяемым материалам и инструментам. Школьники знакомятся шире с самыми различными доступными им работами и приобретают разносторонние трудовые навыки. Это облегчит им в дальнейшем выбор профессии.
Воспитатели ГПД составляют планы воспитательной работы с учетом пожеланий обучающихся и реальных возможностей детей с ТНР.
Раз или два в году устраивается выставка работ обучающихся в рамках нашей школы , чтобы с ними познакомились все школьники. Выставки служат толчком к дальнейшему развитию детского технического творчества, а оценка работ товарищами и учителями является хорошим поощрением обучающихся. В этом учебном году обучающиеся 3 класса (воспитатель Никулина О.С) приняли участие в районной выставке детского технического творчества посвященной дню Защитника Отечества, и получили грамоту за высокий композиционно-художественный уровень работы – была представлена панорама «Брестская крепость – поклонимся великим тем годам».
В 2010-2011 учебном году в школе функционировало 6 кружков.
Учителем начальных классов Буцевой Е. А составлена программа кружка «Школа юного краеведа». Воспитание патриотизма у современных школьников, формирование чувства любви к Родине, гордости за свой край, уважения традиций предков - эта проблема остро стоит перед образовательными учреждениями. Программа кружка «Школа юного краеведа» направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на обучающихся начальной школы, что особенно ценно. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей школьников. Представленная программа кружка «Школа юного краеведа» рассчитана на применение в общеобразовательной или коррекционной школах.
Кружок «Мир детской книги» разработан учителем Пукаевой Е.В как дополнение к курсу «Чтение» в начальной школе для детей с ТНР. Его цель: последовательное приобщение детей к детской литературе, расширение их кругозора посредством выхода за рамки школьной программы; повышение (укрепление) интереса к книге и чтению; развитие коммуникативных навыков; обогащение и развитие воображения, эмоциональной сферы и речи младших школьников с ТНР.
Он призван решать следующие задачи:
- расширить круг чтения школьников, обогатить их читательский опыт;
- формировать устойчивый интерес к чтению, к книге;
- помочь преодолеть детям с ТНР трудности, испытываемые ими при коммуникации, развивать монологическую и диалогическую речь, интонационную выразительность речи;
- углубить знания детей о жанрах художественной литературы, их особенностях;
- формировать основы грамотного выбора книги, в соответствии с индивидуальными запросами юного читателя, среди огромного многообразия книг;
- развивать чувство слова, творческое мышление, речь;
- способствовать развитию умения слушать свое и чужое мнение.
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается че¬рез гуманизацию процесса обучения, через создание потенци¬ала устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является курс кружка «Я и мир вокруг», программа кружка разработана Мамоновой Е.В. В соответствии с поставлен¬ной целью определяются конкретные задачи курса.
Первая задача заключается в том, чтобы дать обуча¬ющимся следующие знания:
— о мире людей и мире природы как ближайшем окруже¬нии ребенка, обеспечивающем его естественные (природные), социальные (бытовые, нравственные, этические) и познава¬тельные потребности;
— о разнообразии форм, красок и проявлений компонентов окружающего мира;
— об изменениях природных компонентов и деятельности человека в связи с сезонной цикличностью природы России и географическим положением;
— о здоровье человека как непреходящей ценности, о соци¬альной и биологической необходимости сохранения здоровья, о роли самого ребенка в сохранении здоровья;
— о взаимоотношениях в системах «человек—человек», «природа—природа», «природа—человек» как основе экологи¬зации сознания.
— об исторической жизни России.
Вторая задача направлена на совершенствование познавательной и практической учебной деятельности детей.
Третья задача заключается в развитии личностных качеств ребенка: научного миропонимания, мышления и речи, экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, эмоций, творческих способностей, чувства патриотизма и т. д.
Программа кружка «Юные умники и умницы» разработана учителем начальных классов Петуховой Е.В Познавательные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное - привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению.
Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни. «Делайте себя сами сегодня и каждый день!» - вот основная идея специального курса. Наиболее подходящей формой проведения занятий развитию познавательных способностей является проведение специально выделяемых в сетке школьного расписания уроков. Достоинства этой формы проведения занятий заключаются в достаточном объеме, регулярности, систематичности и целенаправленности. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три цели: познавательную, коррекционную , развивающую и воспитывающую.
Учителем-логопедом Лементуевым А.А составлена программа кружка «Путешествие в мир информатики» . В условиях специального коррекционного образовательного учреждения потребность в решении этих задач не теряет своей актуальности, а наоборот возрастает, поскольку они носят коррекционно-развивающий потенциал. С целью реализации комплексного подхода к системе коррекции нарушений речи обучающихся в учреждении проводятся уроки по основным базовым учебным дисциплинам и действует система кружковых дополнительных коррекционно-развивающих занятий по разным направлениям.
Введение кружка «Путешествие в мир информатики» вносит свой вклад в формирование коррекционно-развивающей образовательной среды школы.
В связи с тем, что кружок вводится одновременно в 1 – 4 классах начальной школы основной задачей при составлении планирования в особенности 3-его и 4-ого классов заключалась в распределении времени и темы занятий так, чтобы вывести уровень знаний и умений на итоговый уровень за относительно сокращённый промежуток времени.
Цель кружка – формирование базовых знаний в области информатики, навыков работы на компьютере, владение стандартными компьютерными программами, коррекция речевых нарушений средствами информационных технологий, через развитие речи и неречевых процессов (мышления, памяти, восприятия).
Содержание учебного материала построено с учётом возрастных особенностей обучающихся. Постановка и решение коррекционно-развивающих задач основывается на особенностях психического развития личности и специфике нарушений речи.
Программа построена по линейно-концентрической системе: подготовка к ознакомлению с новыми понятиями и практическими действиями (пропедевтика) – ознакомление с новыми понятиями и программами – расширение знаний и умений.
Содержание программы кружка предполагает реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами как, фонетика, грамматика и правописание, математика, окружающий мир, изобразительное искусство.
Программа кружка «Туристенок» составлена учителем физической культуры Мельниковой О.В Цель программы — формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, истории ; создание ус¬ловий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития . Курс кружка является интегрированным: содержание курса включает информацию из естествознания, обществоведения, ОБЖ, истории. Структурно учебный материал сгруппирован по двум темам: «Ориентирование на местности» и «Родной край».
Одной из особенностей курса является расширение представлений детей об окружающем их мире, выход за рамки краеведческого материала. В 1-2 год обучения рассматривается природа и история села, города, области, ближайшее социальное окружение детей – семья, население родного края, то в 3-4 год обучения – природа, население и история Родного края. Это объясняется следующими обстоятельствами. Освоение учебного материала по естествознанию и социологии в большей мере, чем учебный материал по истории, опирается на непосредственное восприятие предметов и явлений окружающего мира, что соответствует особенностям мыслительной деятельности детей 6,5 – 9 лет. Учебный материал по истории для этих детей достаточно отвлеченный. Для понимания исторической информации требуется определенный уровень развития пространственных и временных представлений. Это как раз и достигается к 4 году обучения. Вместе с тем в нашем курсе история появляется со 2 года обучения. Идет последовательная подготовка детей к изучению исторических событий. Сначала формируется понятие «прошлое» на примере прошлого своей семьи и своего населенного пункта, затем района. Далее вводится понятие «история» на примере изучения некоторых исторических событий Кемеровской области.
За 2010-2011 учебный год обучающиеся 1-4 классов 9 раз посетили библиотеку им. Лихачева (.Праздник знакомство: «Добро пожаловать !», Театрализованное представление на экологическую тему «Колобок», Экологическая игра: «Знай, люби, береги!» и др.мероприятия). По ПДД были проведены мероприятия: Конкурсная программа «Правила дорожные - знать каждому положено», Конкурс детских рисунков на асфальте «Дети и дорога» 1-4 классы, Игра – путешествие по ПДД «УРА, КАНИКУЛЫ». Творческие дела, мероприятия экологической направленности: Конкурс детских рисунков на асфальте «Природа в опасности!» 1-4 классы , Игра-путешествие для 1 -2 классов «Осень» , Птичий КВН (ко дню птиц). Были проведены праздники: Праздник для первоклассников «Прощание с букварем», Рыцарский турнир (праздник к 23 февраля), Праздник «Весёлая маслёнка», Конкурс «Мисс-очарование» (праздничная программа к 8 марта), Новогодний утренник «Мы встречаем Новый год», Конкурсная программа ко Дню Матери «Любимые наши мамы», Игровая шоу – программа «День смеха». Мероприятия по пропаганде здорового образа жизни: Познавательная игра «Я здоровье сберегу - сам себе ,я помогу», Выставка рисунков «Курить – здоровью вредить» 3-4 классы. Литературные конкурсы: «Любимые литературные сказки», «Устное народное творчество» .
|